Серия: "Мастера фламандской живописи" - Якоб Йорданс

Серия: "Мастера фламандской живописи"
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens)
(1593 -1678)
Великий фламандский живописец...
58 репродукций | 12.5 mb | Rar+3%

"Четыре евангелиста" (1625) Лувр. Париж.
Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье зажиточного бюргера - торговца мануфактурой. В 1607 г. мальчик был отдан в мастерскую живописца А. Ван Ноорта, известного тем, что у него учился знаменитый Питер Пауэл Рубенс.
Биография Йорданса не отмечена значительными событиями и крутыми поворотами: всю свою жизнь художник прожил в Антверпене, где у него была большая мастерская, а если и отлучался из родного города, то ненадолго.
В 1611 г. Йорданс получил звание свободного художника и был принят в гильдию Св. Луки. В 1615 г. Йорданс был аттестован гильдией как художник- декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи. В 1621 г. он становится деканом гильдии художников г. Антверпена.
Йорданс никогда не был в Италии и, следовательно, не был знаком с живописью мастеров итальянского Возрождения. Однако ему была хорошо знакома голландская жанровая живопись.
Свою творческую деятельность Йорданс начал с изготовления картонов (моделей) для шпалер. К ранним живописным произведениям художника относятся групповые семейные портреты («Автопортрет с родителями, братьями и сестрами»), несколько религиозных и мифологических композиций («Мелеагр и Аталанта»).
В 1620-40 гг. Йорданс работал в мастерской П. П. Рубенса. Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя сюжеты и композиции Рубенса вдохновляли Йорданса достаточно долго. Около 1620 г. Йорданс, как и Ван Дейк, принимает участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс («Иисус в доме Симона Фарисея»).
1620-е-1630-е гг. явились расцветом творчества художника. В этот период Йорданс создает аллегорические и мифологические композиции, которые неизменно трактуются им как жанровые сцены («Аллегория плодородия», «Прикованный Прометей», «Меркурий и Аргус», «Одиссей в пещере Полифема», «Воспитание Юпитера», «Пан и Сиринга»). Большое место в творчестве Йорданса занимает козлоногий сатир («Сатир, играющий на флейте»). Тема сатира, беседующего с крестьянином в его доме, воплощена художником в целой серии картин («Сатир в гостях у крестьянина»). Йорданс работал также в жанре портрета, создавая, главным образом, семейные портреты («Семейный портрет», «Портрет молодых супругов»). В этот период художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста»), в том числе алтарные картины («Чудо св. Мартина»). Йорданс - признанный мастер жанровой живописи. Особенно привлекательной была для художника тема веселого праздничного застолья. В Эрмитаже, музеях Вены, Брюсселя и других городов мира хранятся картины, являющиеся вариацией одного и того же сюжета - сцена фламандского национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» («Король пьет»).
В 1635 г. совместно с П. П. Рубенсом Йорданс работает над оформлением празднеств по случаю прибытия в Антверпен нового наместника Фландрии инфант-кардинала Фердинанда, а также над украшением королевского охотничьего павильона в Мадриде («Гибель титанов», создана по эскизам Рубенса).
После смерти Рубенса его наследники доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера («Геркулес» и «Персей, освобождающий Андромеду»), а также выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла I Английского - семь картин из «Истории Психеи».
Йорданс при жизни был чрезвычайно популярен. Успех его произведений был столь велик, что заказы на них приходили со всей Европы. После смерти П. П. Рубенса в 1640 г. Йорданс фактически становится ведущим мастером
во фламандском искусстве.
В период позднего творчества Йорданс продолжает работать в различных жанрах («Нептун, похищающий Амфитриту», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Бобовый король», «Пир Клеопатры»). В 1651-52 гг. художник создал два огромных декоративных панно для дворца Хёйс тен Бос в Гааге («Триумф принца Фридриха Генриха Оранского»), в которых проявилась тенденция позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике. Еще более отчетливо эта тенденция проявляется в его последних картинах на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу»). В 1661 г. Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши.
Йорданс работал до последних лет жизни. Он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией.

"Аллегория Плодородия" (1623) Королевский музей. Брюссель.


"Апостол" (1623-25) Национальная галлерея. Прага


"Сатир в доме крестьян" (1620) Alte Pinakothek. Мюнхен


"Закованный Прометей" (1640) Wallraf-Richartz Museum, Cologne


"Бобовый король" (1638) Эрмитаж. Санкт-Петербург.

http://rapidshare.com/files/56931595/Jacob_JORDAENS.rar